"Нам не дано предугадать...."
вторник, 30 марта 2010 г.
Кандинский прошёл искушение модернизмом и вышел к новым художественным свершениям - к созданию авангардного абстрактного искусства, обосновав его существование не только своими произведениями, но и теоретически.
В своей работе "О духовном в искусстве" он пишет, о "наступлении новой духовной атмосферы". Кандинский ощущает себя не рядовым художником, а деятелем, который сам приближает эру духовного царства, эпоху великого духовного возраждения." Говоря о духовности, В.Кандинский подчёркивал, что она связана с выражением внутреннего мира человека, который наиболее адекватно раскрывается в беспредметных формах, так как предметность является бездуховным, вульгарным материализмом.
Кандинский - один из немногих русских художников, внесших огромный вклад в развитие мирового искусства. Он считается изобретателем абстрактного искусства - главного арт-тренда XX века. Он - поистине интернациональный художник, своего рода посол русского искусства в мире и посол европейского авангарда в России.
".... В такие времена искусство ведёт унизительное существование, оно используется исключительно для материальных целей. Оно ищет материал для своего содержания в грубо материальном, так как более возвышенное ему неизвестно. Оно считает своей единственной целью зеркально отражать предметы, и эти предметы остаются неизменно теми же самыми".Василий Кандинский "О духовном в искусстве". 1912г.
"Предвестником" в формировании сюрреализма является дадаизм. Дадаизм или искусство - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников пепед лицом катастрофы - мировой войны, европейских революций. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику".
Дадаисты первыми положились на случай, как главный рабочий инструмент. Художники стали бросать на холст краски, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил.
Сюрреалистическое отношение к буссознательному, к стихии хаоса прямо вырастает из дадаисткого "посева". Однако, направленность творческой активности у сюрреалистов была иной: не просто разрушительной, а созидательной, но через разрушение.
воскресенье, 28 марта 2010 г.
Сюрреализм - одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства XX века.
Его создатели - молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного, сверхестественного. По определению основателя и идеолога этого направления Андре Бретона сюрреализм есть "чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений".
Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, а в первую очередь, проявлялось стремление переделать мир и изменить жизнь. Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле.
Картины Магрита основаны на эффекте остранения вещи от ее привычного смысла («Это не трубка», предупреждает надпись на его композиции 1930, где изображена именно курительная трубка). В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магрита стали популярнейшими образцами сюрреализма.
«Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. Художник называл свои картины теоремами, полагая, что происходящие в них смещения и трансформации реальности обладают внутренней логикой, подобной логике математических преобразований.
Магритт презирал художников, ставших пленниками своего таланта и виртуозности, ненавидел способности, если они сводились к техническим приемам и сосредотачивались на материалах. Предметом его постоянной заботы была мысль в картинах, без всяких предубежденных мыслей, без всяких концепций – мысль исключительно в визуальной сфере, которая тем не менее стимулируется интеллектом и метафизикой: «…и я при помощи живописи делаю мысли видимыми».
Иррациональное и таинственное, окружающее нас, он сумел выявить просто и сильно, принципиально оставаясь в русле фигуративной живописи. Он заставил отказаться от догмы и примитивизма восприятия жизни, открывая новые смыслы в, казалось бы, азбучных истинах.
Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно. так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт всё время говорит об обманчивости видимого. о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.
Магритт (Magritte Rene) Рене (21 ноября 1898, Лессин, Бельгия —15 августа 1967, Брюссель), бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Учился в Академии художеств Брюсселя (1916-18). Ранняя живопись отмечена влиянием кубизма и футуризма (1918-20), затем пуристов и Ф. Леже. В 1925, сблизившись с группой дадаистов, сотрудничал в основанном ими журнале «Пищевод». Знакомство с искусством Де Кирико и поэзией сюрреалистов изменило творческие ориентации художника. В 1926 он создал свою первую сюрреалистическую картину «Заблудившийся жокей».В 1927-30 Магритт жил во Франции, где включился в деятельность объединения сюрреалистов. Здесь сложилась его система концептуальной живописи, которая оставалась почти неизменной до конца жизни художника.
Картины художника создают ощущение таинственной напряженности и страха; это ощущение достигается путем изображения обстановки, не имеющей ничего общего с нормальной, привычной для человека. Секрет произведений Магритта заключается в контрасте между прекрасно выписанными «гиперреальными» предметами и их странными сочетаниями и неестественным окружением.
Магритт, устраивая иной раз оптические головоломки, посмеивается над публикой и подтрунивает над наивной верой реалистов в то, что они достоверно отражают окружающий мир. Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект. Картина — вымышленное пространство, что, однако, не отрицает того, что сущность предметов и явлений может быть выражена в ней куда полнее и глубже, чем при самом добротном и добросовестном копировании реальности.
Магритт, устраивая иной раз оптические головоломки, посмеивается над публикой и подтрунивает над наивной верой реалистов в то, что они достоверно отражают окружающий мир. Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект. Картина — вымышленное пространство, что, однако, не отрицает того, что сущность предметов и явлений может быть выражена в ней куда полнее и глубже, чем при самом добротном и добросовестном копировании реальности.
четверг, 25 марта 2010 г.
Французкий философ Мишель Фуко в 1973 году написал книгу "Это не трубка", в которой он размышляет об этой картине: "В высказывании Магритта нет противоречия: представляющий трубку рисунок сам трубкой не является. И, тем не менее, существует привычка речи: что на этой картине?- это квадрат, это цветок. Каллиграмма - тафтология, она захватывает вещи в ловушку двойного начертания. Каллиграмма никогда не говорит и представляет одновременно; одна и та же вещь, пытаясь быть одновременно видимой и читаемой, умирает для взгляда, оказывается непроницаемой для чтения. Магритт выстраивает калиграмму, а затем её демонстрирует. Он вносит смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом. Это не трубка, но рисунок трубки; это не трубка, но фраза, говорящая, что это не трубка. Старинное тождество между сходством и утверждением Кандинский устраняет одним полновластным жестом, избавляя живопись от того и другого. Магритт же действует через разъединение: разорвать между ними связь, установить их неравенство, заставить каждое из них вести свою собственною игру, поддержать то, что проявляет природу живописи, в ущерб тому, что ближе к дискусу."
На полотне старательно изображена трубка, а под ней надпись по французски: "Это не трубка", что, по идее, противоречит самой картине. Но ведь на самом деле это не трубка, это только изображение трубки.
" Предательство образов" стало символом раздвоившегося сознания, спутавшего реальность и знак реальности.